История Церкви Богоявления

 Церковь Богоявления в с. Собчино (ныне дер. Куземино, пос. Октябрьский)
Село Собчино - этот населенный пункт неоднократно упоминается в нижегородских актах ХVІ – ХVІІ вв. как владение Печерского монастыря (с конца ХVІІ в. – как село), в более поздних документах оно фигурирует под двойным названием – «Собчино, Богоявлене тож». Основанно осенью 1533 года: «…писцы Великого князя дали есмя пустое место на Рамене селе у Сапчины заводи <…> лес сечь и дворы ставит и земля пахати и полосы расчищати и косити по Сопчинскому истоку вверх по Волге до Сопачи заводи…».
    В 1859 году село принадлежало графам Зубовым, в нем находилось 14 дворов, в которых проживало 64 человека обоего пола. Известный топограф и топонимист Л. Л. Трубе опираясь на челобитную Кирюшки Семенова 1560 года, где упоминается : «…пустошь Сопчино над озером Собченым…» выдвинул версию, что название пустоши произошло от озера Собчена, т.е. сообщающегося  с Волгой, проточного озера. С точки зрения географии эта версия выглядит вполне обоснованно, так как на старинных картах озеро действительно было проточным и, скорее всего, сообщалось с речкой Нуженкой, а значит и  с Волгой, в пользу последней версии также может служить древнерусское слово «собча» - т.е. сообща. Однако более вероятным представляется, что озеро Сапчино  обязано своим названием Сопчинским (Сапчинским) лугам, также упоминаемым в грамотах ХV – ХVІ вв «как сенные покосы Симонова монастыря».
    Но версия Трубе, к сожалению, оказалась несостоятельной, ибо полностью отвергается более ранними документами, с которыми видимо ученый не был знаком.
    Некоторые местные жители искренне полагают, что топоним обязан своим происхождением слову «собака». Было записано местное предание о том, что при Иване Грозном здесь была маленькая деревушка, в которой жили бортники и охотники. Когда они уходили на охоту, в деревушке оставались одни собаки. По Ватомскому тракту, пролегающему немного севернее, часто проходили жители окрестных деревень, и видели селение, где кроме собак никого не было, поэтому его и назвали Собачино, которое позже перешло в Собчино. Это предание имеет право на существование, так как при Иване Грозном здесь действительно была маленькая деревушка, немного севернее пролегал Ватомский тракт, и местное население пользовалось богатыми сенокосами, бортными угодьями и бобровыми гонами на реке Ватоме, что явствует из исторических документов. Однако версия происхождения топонима от слова «собака» абсолютно не верна
    Остается еще две версии происхождения топонима Собчино: первая  - первоначально эти земли Великий князь и Печерский монастырь могли использовать сообща, т.е. вместе. Вторая – наиболее вероятно есть и другое истолкование корня «сап/соб» - особый, обособленный, а если так, то Собчинские луга были обособленными владениями Печерского монастыря. Прекрасно известно, что ранние документы на эти земли не сохранились даже в более поздних списках, но именно в них следовало искать точную разгадку происхождения древнерусского названия. Но, имея лишь косвенные подтверждения, можно предположить – топоним произошел от древнерусского слова «сопчий», т.е. особый, обособленный. А, изучая древние акты и жалованные грамоты, можно предположить , что это было одно из самых ранних пожалований Печерскому монастырю, основанному в начале  ХІV века.
    Первое упоминание о Собчинской заводи как затоне, пригодном для зимнего отстоя судов, упоминается в «Условиях», заключенных крестьянином Е. А. Деулиным и купцом И. С. Колчиным 30 сентября 1858 г. По этим условиям Деулин «принял от г. Кол-чина под караул суда, называемые баржи», которые обязался «в осеннее время поставить на зимовку в удобном месте, весною подвести, лед околоть и хранить оные, как от осеннего, так и весеннего льда, воду из оных судов отливать и снег отгребать». За исправное хранение и караул судов Деулин получал от Колчина по 20 руб. серебром за каждое судно.
    В зиму 1860—1861 гг., по данным Казанского округа путей сообщения, в Собчино зимовало 36 судов, принадлежавших разным владельцам. Каждый из них по своему усмотрению ставил временные кузницы и «слесарни», оставляя для работы в них часть рабочих из судовых команд.
    В конце 70-х годов на берегу затона были построены 8 жилых домов, которые сдавались в аренду на время отстоя судов так же, как акватория затона и производственные постройки. Позднее соорудили пекарню, лавку и еще несколько жилых домов-»зимовок».
    В 1880 г. судовладелец М. П. Зарубин на участке, примыкающем к затону, построил слесарную мастерскую, кузницу, небольшую лесопилку. В 1904 г. затон был расчищен и расширен, полезная для зимовки судов акватория увеличена на 30 тыс. м2, а в 1905 г. Зарубин стал единоличным хозяином Собчинского затона. В слесарной мастерской были установлены два токарных и один сверлильный ручных станка, расширена кузница, по-строены бытовые помещения и жилые дома. Через несколько лет появился двигатель «Болиндер», от которого через трансмиссию приводились в действие станки и лесопильная рама. К 1915 г. в затоне была построена небольшая литейная мастерская для отливки бронзовых изделий.
    Собчинский затон теперь известен как поселок Октябрьский.Сам Октябрьский (рабочий поселок при затоне им 40-й годовщины Октября., официально включенный в 2004 году в черту города Бор) - крупнейший речной затон на Волге, его население в начале 1970-х превышало восемь тысяч жителей. Свое имя он получил в 1957 г., когда судостроительно-судоремонтный завод им. Молотова был переименован в судостроительно-судоремонтный завод им. 40-й годовщины Октября (именно в 1957 В. М. Молотов был выведен из состава президиума ЦК КПСС, после чего его имя было стерто с карты СССР). На карте СССР насчитывалось свыше полусотни поселков с таким названием

                                   ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ В С. СОБЧИНО
    Приход Богоявления Господня. (Версия – закладка храма к празднику Богоявления).

    Строительство деревянной церкви в этих местах народная молва относит к 1673 г. В писцовых книгах1785 г. за церковью уже записаны леса, озера, рыбные ловли, перешедшие затем новой каменной церкви. Ее построили в 1804 г. и освятили в честь Богоявления Господня. Была она «прочной, украшенной небедно, оснащенной утварью и ризницей в достаточном количестве». Сложили церковь из красного кирпича и белого камня, покрыли железом. Кроме алтарной главы, возвышались пять других глав. Кресты были обиты белой жестью, а купола и крыша окрашены зеленой краской. На церковной колокольне размещались шесть колоколов, самый большой из них весил 107 пудов, повседневный колокол – 15 пудов. Так выглядела Богоявленская церковь в 1846 году. Ее боковые приделы посвящались празднику Покрова Божией Матери и святым апостолам Петру и Павлу. В приходе значилась 21 деревня, где проживало около трех тысяч православных христиан. По новой реформе приходов ней полагалось иметь один штат, но в храме было два священника, из которых один – настоятель, другой – сверхштатный, дьякон на вакансии, псаломщик и три причетника. Церковь содержалась в чистоте и порядке. В 1857 году вокруг нее возвели каменную ограду. По описям имущества 1848 г. серебра во всем храме, в утвари и окладах было 22 фунта 29 золотников.
    В 1896 г. позолотили купола (по приказу всей губернии – была международная торгово-промышленная выставка). В 20 в. после 1905года - реставрации не было, (их) купола снова покрасили в зеленый цвет.Приход был богатый. С Сенной церковь было видно больше, чем Рожновский храм.   
    В приходе действовали две земские школы и школы грамоты. Закон Божий в них преподавал иерей С. Я. Яворский. За усердие отца Симеона наградили камилавкой и орденом святой Анны 3 степени в 1901 году. В школе грамоты успешно учительствовал Н.М. Святославский, дьяконом был П. А. Никольский, а псаломщиком боровлянин Н. М. Малиновский, выпускник городского училища. М. Я. Осипов, родом из д. Бабино, бывший с 1905 до 1917 г. церковной старостой Богоявленской церкви.
           
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНСКОЙ, СЕЛО СОБЧИНО – СЕМЕНОВСКОГО УЕЗДА В 1906 Г.

1.    Церковь построена в 1804 году тщанием прихожан и доброхотных деятелей.
2.    Зданием каменная и с таковою же колонною, крепка – на ней главы, купол, трапеза и колокольня крыты железом.
3.    Престолов 3. В настоящей холодной во имя Богоявления Господня. В приделе теплом первый в честь Покрова Пресвятой Богородицы; второй во имя святых Верховных Апостолов Петра и Павла.
4.    Утворию достаточна.
5.    Притча положено по штату издовна священников двое, диакон один, дьячков двое, пономарей двое, один дьячок убавлен в 1885 г.
6.    Земли при церкви усадебной 500 квадратных сажен; пашни 32 десятины  2,308 сажен; сенокосной 15 десятин 376 сажен; дровяного леса – 19 десятин 1260 сажен; неудобной 4 десятины 1858 сажен. Вод в озере Собчинском с другими озерами имеется 4 десятины, в которых производится ловля. На землях луга, леса и воды. Планы и межевые книги данные 1785 г. имеются и ранятся в целости в церковной ризнице.

      
                                                              СВЯЩЕННИКИ

!831 г.
    Священник: Павел Стефанов 21 год, сын священника.
Стр. 115, опись 557.

1850 г.
    Священники:
1.    Павел Стефанов. 40 лет.
2.    Иван Филиппов 65 лет.
Стр. 135, опись 558

1856 г.
    Священник: Павел Стефанов 47 лет.
Стр. 4 опись 558.

1884 г.
    Священник: Лавр Алексеевич Яворский, 70 лет, сын священника.
Стр. 109, опись 559.

Ведомости «О церковных причтах и прихожанах 2-го благочинного округа Семеновского уезда» за 1884 г.
(42 г.) Дьячек Василий Гаврилович Комаров, пономарский сын, по исключении из Арзамасского Духовного Училища – высшего отделения 1861 г. февраля 20 дня Просвященным Нектарием указом определил на дьяческое место, 1862 г. 11 февраля посвящен в стихарь. Ставленую грамоту имел, а во время бывшего в 1883 г. 16 мая пожара сгорела.
    В семье у него дети: Ольга, в замужестве за мастеровым, Александр 1 класс Нижегородской Духовной Семинарии, 15 лет. Степан, 3 класс, Сергей 1 класс, обучаются в Нижегородском Духовном Училище, Николай, обучается в Собчинском приходском Училище.
Стр. 111


1894 г.
    Священник: Симеон  Лаврович Яворский, 50 лет.
Стр. 153 опись 559.

1906 г.
    Священник: Симеон Лаврович Яворский 62 года.
Стр. 207, опись 557.

1909 г.
    Священник Симеон Лаврович Яворский, 72 года (?). Обучался в Нижегородской Семинарии и окончил курсы по 2 разряду в 1866
1916 г.
    Священник Константин Федорович Ванишев 32 года, сын крестьянина. Окончил курс Нижегородской Духовной Семинарии по 2 разряду 1906 г.
    В 1907 г. – учитель церковно-приходской школы.
    .
Стр. 227, дело 570, опись 559.



Дело 73. Клирической ведомости о церквах Семеновского уезда. 1800 г. фонд 570, опись 556
Дело 37. Клирической ведомости о церквах Семеновского уезда. 1802 г. фонд 570, опись 556.
Дело 16. Ведомости благочинных о церковных суммах на 1-ю половину 1805 г. по Семе-новскому уезду.
Дело 47. Клирическая ведомость 1808 г. с. 47-53 Семеновского уезда.
Дело 53. Из Клирической ведомости Семеновского округа 1808 г.

   
                               РАЗРУШЕНИЕ  ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ

    Разорять храм начали в конце 1937 г. а  в 1953 году – доломали. Разрушали – вырывали траншею под стеной и разжигали костры. По воспоминаниям старожилов остатками камня и щебня мостили тротуары в поселке им. Молотова – Октябрьском, и закладывали в фундаменты строящихся домов.
    Одна из немногих церквей в районе, которая разрушена до основания.
    Почему новая власть так ополчилась именно на эту церковь...Может быть, само название прихода (Богоявленский) было для этой власти непереносимо, оно утверждало, что Бог - рядом, явился и пребывает на земле. Уничтожили не только основание церкви (фундамент), но пытались стереть даже память о ней у местных жителей . 
    Последним священником церкви Богоявления, видимо (судя по материалам, которые удалось найти), являлся  Ванишев Константин Федорович: 1884 года рождения.
    Место рождения: Павловский р-н, с. Чмутово; русск.; Священник; место проживания: Балахнинский р-н, с. Ступино

Арестован: 12.10.1937
Осужден. 28.10.1937 тройка. Обв. 58-8, -9, -10, -11
Расстрелян 04.11.1937
(Источник: Книга памяти Нижегородской обл.).

    Интересна судьба Михаила Семеновича Яворского, сына Семена Лавровича Явор-ского, предпоследнего иерея служившего в церкви Богоявления.
    Родился в 1883 году  в селе Собчино Семеновского уезда Нижегородской губернии.
Окончил Нижегородскую духовную семинарию и в 1910 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию со званием кандидата богословия.
    В 1916 окончил Петроградскую ДА и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа ОРНАТСКОГО Вере. 27.03.1916 рукоположен во священника.
    1916, 1917 г.г. – иерей церкви св. Екатерины г. Петрограда – Васильевский Остров, Кадетская линия.
    В 1917 году рукоположен в протоиереи, настоятель церкви св. Екатерины.   
    А.Э.Краснов-Левитин, бывший прихожанином о.Михаила, так писал о нем: «О.Михаил был темпераментным проповедником, широко образованным человеком. Прихожане - как простые люди, так и интеллигенты - очень любили о.Михаила. Он был постоянным гостем дворницких, чердаков, подвалов. Он был другом старых бабушек, торговавших семечками, приятелем сторожей, прислуги, чернорабочих. Это был красивый, стройный батюшка с академическим значком, с тонким лицом интеллектуала. Он был человек огромной убежденности и необыкновенной смелости». В 1922г. о.Михаил произнес надолго запомнившуюся верующим проповедь по случаю изъятия мощей Св.Александра Невского из Александро-Невской Лавры, которое происходило при безмолвности Лаврской братии и народа, запуганных расстрелом митрополита Вениамина. «Своими руками отдаете вы святыню ваших предков, и на вас падет ответ за поругание святыни», - сказал о.Михаил. С самого начала обновленческого раскола о.Михаил занял четкую позицию неприятия обновленчества, неизменно поминал за богослужением арестованного Патриарха Тихона
    Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 04.02.1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26.07.1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30.01.1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь.
    20 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Карельской АССР обвинен в том, что «со дня прибытия в ББЛАГ тесно связался с заключенными, осужденными по контрреволюционным статьям и бывшими служителями религиозного культа, вместе с последними посещал церковь и совершал религиозные обряды», «распространял клеветнические из-мышления о положении рабочих в СССР» и приговорен к расстрелу.
28 сентября 1937 года расстрелян.
    Похоронен предположительно в окрестностях Медвежьегорска.
АУФСБ СПб ЛО. П-82582; Минувшее: Исторический альманах. 1994. Вып. 15. С. 617; Осипова И.И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998. С. 335.
    Внучка Степана Лавровича Яворского, дочь Михаила Степановича
ЯВОРСКАЯ Вера Михайловна, 1917–(?). Дочь протоиерея Михаила ЯВОРСКОГО. Родилась в Петрограде. Член «Братства юных ревнителей Православия», делопроизводитель Гидроводтранса. Арестована 17.01.1934 в Ленинграде по делу «евлогиевцев». Приговорена 25.02.1934 к 3 годам лагерей условно (АУФСБ СПб ЛО. П-66773).

                                                АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ                                 
                                 
СРЗ им. Молотова
Г. Бор, Горьковской области
13 сентября 1936 год
Директор СРЗ им. Молотова __________
/Храмушев/ 3 декабря 1937 год.

                                                Служебная записка
    Начальнику опер.пункта Н.К.В.Д. по Борскому району.

    При сем представляю материал о закрытии церкви в с. Сопчино. Сообщаю, что из числа 1430 человек рабочих и служих з-да и учреждний затона собрано подписей 813.
    В деревнях прелегающих к с. Сопчино проживает рабочих з-да 90 человек.
    Приложение: матер-л на 51-м листе
    Зам. Парторга з-да____________подпись.

    На 43 листах идут списки рабочих, служащих СРЗ з-да им. Молотова на основании Постановления общего собрания о закрытии церкви.

40
Лист 7
Дело № 16   
……………………………………………………………………………
Борский районный исполнительный Комитет Крестьян и Красных Депутатов
Горьковского Края
27.10. – 1936 г.
№ 1-4 Горьковского Края

В Горьковский краевой Исполнительный Комитет

Борский районный Исполнительный Комитет препровождает дело о закрытии церкви в с. Собчино на Ваше утверждение
Председатель Райисполкома: подпись_______________ /Голдобин/
Управление РИКа: подпись________________________/Фролов/
29 октября 1936 г.
40
Дело № 16 (лист 1)
                               Служебная записка
                                             Борский Райисполком
                                             Тов. Фролову

    Направляется к Вам смета по переделке Сопчинской церкви под клуб. Прошу про-верить, результаты сообщить и оказать необходимую помощь в работах.

Зам. Директора________________________подпись
22. 10. 1936 г.

Лист 3.
Прилагается смета на 2 листах. Итого переоборудование церкви обойдется суммой руб 16000.
Кирпича от разборки получим 100 000 шт.
Щебня куб/м                              -100
……………………………………………………………………………………………


                                                       Борский Райисполком
    В дополнение к материалу о ликвидации церкви в с. Сопчино, вышлите тех. план переоборудования церкви под клуб, сведения о расстоянии от закрываемой до другой действующей церкви того же религиозного направления и сведения об имеющихся средствах на это переоборудование.

8. 11. 36 г.
№ 404 Зам секретаря Крайисполкома _______________/Сенин/

8. 12. 36 г.
Послано.
…………………………………………………………………………………………

Рожновский с/совет
9.01.37 г.
                                                Справка
     Выдана настоящая в том, что расстояние от Рожновской до Собчинской церкви примерно в шесть километров.
    Что Рожновский с/с удостоверяется:

Председатель с/сов. ____________________________ подпись
……………………………………………………………………………

                                               Справка
    Постановление Горьковского Облисполкома от 28 декабря 37 г. по вопросу ликвидации церкви в с. Сопчино объявлено секретарем Борского райисполкома от 5 января 1938 года церковному совету в лице:
1.    Капранова Степана Ивановича
2.    Гурьева Павла Гавриловича
3.    Савельева Ивана Ивановича

    Подпись членов церковного совета::_______________________

                         Виза: Сообщаю РИКу о вступлении в силу 21. 01. 38
Лист 65

…………………………………………………………………………………………

В Горьковский Областной Исполком

                                         Заявление

    Просим всем обществом от разрушения Богоявленской церкви оставить неразру-шенную.
         
28. 01. 38 года
Галчина
Мухина К. Н.
Господчикова
Карасева Е
И др. /подписи неразборчиво)

…………………………………………………………………………………………
В президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
20. 02. 38 г. Вручено.

В Президиум Горьковского Областного Исполнительного Комитета
Копия: 20.02.38 г. Вручено.

Группы верующих церкви в селе «Богоявленье»
Редькинского с/сов. Борского р-на, Горьковской обл. поч. Отд. «Сопчино»
27. 02. 38 г. Вручено.

                               Заявление
                                                О незаконном закрытии храма

    В начале декабря 1937 года органами Н.К.В.Д. были арестованы служители культа из находящегося в нашем пользовании храма /священник и диакон/.
    Одновременно с арестом служителей культа представители местного с/совета изъяли ключи от храма и все денежные средства объединения верующих в сумме 1228 рублей.
    До сего времени храм находился назаперти, мы лишены возможности пользоваться по назначению молитвенным зданием и церковным имуществом, предназначенным нам в свое время по бессрочному договору.
    Несмотря на то, что закрытии храма допускается лишь с соблюдением правил, ус-тановленных постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года о религиозных объеди-нениях, т.е. с обязательным сообщением верующим мотивированного постановления Об-ластного исполнительного Комитета (ст. 36) и с предоставлением религиозному обществу права обжалования в двухнедельный срок (ст. 37), все же поданное нами в Областной Ис-полнительный Комитет возражение на изъятие у нас храма оставлено без рассмотрения по существу, с предложением лишь обращаться в тот же РИК, с ведома которого закрыт храм.
    Между тем, каменное здание храма и все церковное имущество содержалось у нас в полном порядке, в 1937 году выполнен основательный ремонт, никакой задолжности по налогам за обществом нет, религиозное общество объединяет свыше 3000 человек ве-рующих, проживающих в ближайших к селу 26 деревнях, причем на расстоянии радиусом 30 км. нет ни одного храма, поэтому закрытие нашего храма по усмотрению местных органов является стеснением законом охраняемых прав отправления верующими религиозных обрядов (ст. 127 Угол. Код.).
    Вследствие положенного, просим Президиум Всероссийского Центрального Комитета Совета отменить все распоряжения местных органов власти изъятого у нас храма и церковного имущества и предоставить нам дальнейшее пользование таковым в пределах действующего закона.

15 февраля 1938 года
Подписи: Агафонава Настасия
Карасева Татиана
Господчикова Матрена Дмитриевна
Долинин И.
Долинина Л.
Мухина Капитолина
Рябинина Евдокия
Калинина Анна


Лист 67
…………………………………………………………………………………………
27 февраля 1938 г.                             Телеграмма
Из Горького                                 с. Богоявление
                                                    Москва,Президиуму Всероссийского Центрального 
                                                    Исполнительного Комитета


    17 февраля верующими отправлено заявление о незаконном закрытии Храма. От-сутствие распоряжения ВЦИК и Облисполкома нашему заявлению сельсовет использовал для нарушения культового оборудования просим телеграфно приостановить действия редькинского сельского совета Борского р-на Горьковской обл почтовый адрес с. Сопчи-но. Группа верующих села Богоявления.
……………………………………………………………………………………………

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет  Рабочих, Крестьянских и Красноармейских  Депутатов
Москва. Кремль.
Комиссия по вопросам культов.

Г. Горький – Облисполком
Комиссии по вопросам культа
5 апреля 1938 г.

Жалоба религиозного общества с. Сопчино Борского р-на на закрытие церкви, лишении верующих права обжаловать во ВЦИК по становлению Облисполкома преждевременное изъятие культового имущества направляется Вам для проверки.

Результаты сообщите.
Отв. Секретарь комиссии __________________/Агеев/
Инструктор-консультант_______________________/Узков/
……………………………………………………………………………………………

В Президиум Всероссийского Центрального Комитета Советов
(Через комиссию по вопросам культа)
25 марта 38 г.

Группы верующих церкви «Богоявления» Редькинского с/совета Борского р-на, Горьков-ской области, п/о «Затон Молотова» С. Сопчино
                                                 
                                             Заявление

    На повторном заявлении от 3 марта 1938 г. возвращенном нам обратно, имеется подпись Секретаря Комитета по вопросам культа от 11 марта 1938 г. следующего содер-жания: обратитесь в Облисполком, т.к. Ваша жалоба направлена туда 3. 03. 38 г.
Сущность вашего первого заявления от 15 февраля 1937 г. после ареста органами Н.К.В.Д. служителей культа в нашем храме были изъяты представителями сельсовета ключиот молитвенного здания и все денежные средства. Церковному Совету не вручилось никаких постановлений о закрытии и ликвидации храма. В настоящее время уже приступлено местными органами к ликвидации Культового имущества.
    В Облисполком нам сообщено, что якобы кто-то из верующих подписался на изве-щении о закрытии храма, между тем Церковному Совету не известно. Т. е. по нашему убеждению не выполнены требования Постановления ВЦИК и СНК от 3 апреля 1929 г. о религиозных объединениях.
    Не имея возможности получить правильное разрешение нашей жалобы на месте мы вновь ходатайствуем о рассмотрении дела по существу и просим приостановить ликвидацию находившегося в нашем пользовании молитвенного здания и предложить Облисполкому передать здание обратно в наше пользование.

15 марта 1938 г.
……………………………………………………………………………………………

                               Борскому райисполкому

    В следствии жалобы верущих с. Богоявления во ВЦИК объявите им, что сопчин-ская церковь закрыта постановлением Президиума обл. исполкома 28. 12. 38 г. О чем бы-ло сообщено церковному совету 5 января 1938 г. в установленный законом срок жалобы не поступало и поэтому решение обл. исполкома вошло в законную силу.

Секретарь обл. исполкома ________________________ /Морнер/
……………………………………………………………………………………………

Комиссия по вопросам культов при ВЦИК РСФС

    На Ваше отношение от 1. 04. 38 г. за № 2-Г 20, Облисполком сообщает, что церковь «Богоявления» Борского р-на была закрыта решением президиума Облисполкома 28. 12. 37 г.
    5 января 38 г. секретарем Борского р-на т. Коленихиным было объявлено верую-щим в лице Капранова С. И., Гурьева П. Г., Савельвева И. И. (имеются их подписи) о вы-шеуказанном решении и был дан 2-х недельный срок, согласно закона о религиозных объ-единениях, на право обжалования перед ВЦИКом.
    Вследствии того, что жалоб в указанный срок не  поступало, 21 января было дано указание РИКу о вступлении в законную силу решения Облисполкома.
    Поэтому неверно указывается в заявлении, что церковному совету не вручалось никаких постановлений о закрытии и ликвидации церкви.

Секретарь Облисполкома_______________________/Марычев/

№ 404
10. 04.38 г.
Лист 76